Мы так давно привыкли включать свет в комнате, нажав на клавишу, что не задумываемся над тем, почему именно выключатель является главным звеном любой электрической цепи. Электрические рубильники и пакетные переключатели являются основными используемыми не автоматическими выключателями. Их неисправность является наиболее частой причиной пожаров. Про это хорошо известно опытным электрикам и пожарным.
Рубильник — неавтоматический выключатель. Он предназначен для ручного замыкания или размыкания электрических цепей. Или, по другому, осуществления коммутации. Все мы знаем, что замыкание и размыкание - это искра, разряд. Физика процесса проста – при сохранении напряжения на соединяемых (разъединяемых) контактах, даже в воздушной среде возникает электрическая дуга – та самая молния. Эта молния в выключателе есть всегда. Размер и мощность разряда зависит только от характеристик тока. Поэтому любой рубильник, прежде всего, способен обеспечить замыкание сети с большими токами и гарантированным гашением возникающей при этом электрической дуги.
Есть класс устройств, который не отключает цепь, а производит переключение тока из одной цепи в другую, одновременное включение нескольких цепей, или переключение по заданному алгоритму - это пакетный переключатель, функции которого схожи с электрическим рубильником , поскольку он также должен гасить дугу. Из этого главного свойства и нужно исходить, чтобы понимать какие электрические рубильники необходимо использовать в электросети.
Таким образом, рубильник — это простой переключатель, который просто отключает или включает электрическую цепь под нагрузкой или без неё. По сути, рубильник — это «народное» название, правильное название такого прибора (коммутационного аппарата) — выключатель нагрузки. Есть несколько видов рубильников, отличающихся друг от друга параметрами устройства и конструкции. Рубильники с однополюсным, двухполюсным и трехполюсным исполнением имеют полюса, которые характеризуются наличием плавкого предохранителя.
Некоторые рубильники не имеют полюсов, их заменяет рычажный привод центрального назначения. Конструкция рубильника зависит от его типа. Например, приборы, с центральной рукояткой только отключают электрические цепи. Обязательным действием перед отключением электрической цепи с помощью такого рубильника, является ее обесточивание.
Стандартное устройство рубильника характеризуется наличием:
- ножей контактного типа;
- вставок плавного типа;
- стоек: совмещенного и контактного типа;
- выводов, через которые осуществляется подключение рубильника.
Эти детали устанавливаются на панель общего назначения. Большинство рубильников состоит из одного ряда совмещенных и одного ряда контактных стоек. Чтобы обеспечить плавность нажатия рычага, используют пружинные механизмы. Стойки совмещенного характера имеют шайбы специфического назначения, которые обеспечивают их нажатие. У таких приборов связывание ножей происходит благодаря наличию общей оси. Тяги, способствуют движению оси. Рубильники с центральным расположением рычага работают благодаря наличию скобы, которая соединяется с контактными ножами и их осью.
Принцип действия и функции рубильников
Основной частью рубильника выступает панель, которую изготавливают исключительно из диэлектрических материалов. На панели устанавливаются несколько стоек и губок. Ножи рубильника это электрический подвижной контакт, который жестко закреплен на устройстве вала. Во время включения прибора, ножи тонкопроводящего типа устанавливаются в губки, которые являются неподвижными частями рубильника. Все рабочие полюса соединяются и происходит их контактирование между собой. Конструкция рубильника зависит от способа включения устройства.
Выделяют рубильники рычажного привода, в которых ножи начинают движение при помощи поворота рычага. Второй тип рубильников — это устройства с наличием центральной рукоятки. Они используются исключительно для выключения электрической цепи, находящейся под напряжением. Многие современные рубильники оснащены дополнительной функцией, обеспечивающей электрическую безопасность. Данная функция состоит в защитной блокировке передней дверцы, находящейся в рабочем положении.